Профессия и особенности работы VFX-специалиста в геймдеве

Профессия и особенности работы VFX-специалиста в геймдеве Фото 0

VFX-художник создает визуальные эффекты для игр, фильмов, рекламы. Это новая профессия, которая существует на стыке творческой и технической областей. В этой статье разберемся в отличиях VFX от SFX, в основных задачах и «портрете» крутого VFX-художника. 

VFX — это…

Прежде чем узнавать о тонкостях профессии, стоит выяснить, что такое VFX. VFX — это визуальные эффекты, которые добавляются в фильм, игру, рекламу или клип на этапе постпродакшена (после реальных съемок, если речь идет о кино, или перед релизом, если говорим об игре).

Что относится к VFX? — Прежде всего эффекты, которые невозможно снять для кино в реальности: падение астероида, некоторые виды взрывов, нереальные существа или необычное поведение реальных (драконы, бабочки, которые растворяются или меняют цвет/размер на лету).

Также к VFX привыкли относить финальную обработку видео (усиление цветов, работа со светом и тенью, замена фонов), и затирание ненужных объектов и деталей на постпродакшене — морщинки актеров, текст на рекламных щитах, каскадерское и съемочное оборудование, люди, которые попали в кадр.   

В геймдеве VFX используют не просто как способ сделать игру «красивой», а и как интерактивный маркер, который непосредственно влияет на геймплей. К примеру, с помощью эффекта мы подаем сигнал о том, что вот-вот закончится время на прохождение уровня, и игрок таким образом получает дополнительную информацию от игры.

И конечно же, за счет ярких VFX игрок получает удовлетворение от игрового процесса: его действия иллюстрируют с помощью визуальных эффектов, сообщения о победах подсвечивают, взрывают, заставляют мигать разными цветами и шустро улетать. Всё это работает на удовольствие игрока и мотивирует играть дальше.

Также VFX-специалисту в геймдеве важно оптимизировать эффекты под девайсы с самыми разными параметрами дисплеев и производительности без потери качества. Порой это становится самой сложной задачей.

Профессия и особенности работы VFX-специалиста в геймдеве Фото 1

Ты VFX Artist? Это ты спецэффекты для кино делаешь?

Наверное, главная внерабочая боль VFX-специалиста — объяснять знакомым, что ты не «делаешь спецэффекты». Для того, чтобы не путать понятия VFX (визуальные эффекты) и SFX (спецэффекты), важно кое-что запомнить. Спецэффекты создают на съемочной площадке с использованием дым-машин, генераторов снега и дождя, с помощью грима, огня и прочего, а визуальные эффекты — с помощью компьютерных программ. 

Как выбирают, какие эффекты создавать во время съемок, а какие на постпродакшене? На финальное решение влияет сразу несколько факторов:

  • реально ли воссоздать нужный спецэффект на съемочной площадке
  • какой результат будет выглядеть реалистичнее: созданный с VFX или с SFX
  • что дешевле и быстрее в производстве (часто для массовой сцены легче и дешевле собрать 10 человек, в специальной программе «клонировать» их и заполнить ими стадион, чем искать тысячи людей, оплачивать их время и в итоге всё равно часами редактировать отснятую 10-секундную сцену).

VFX Artist, Lighter, Rigger, Animator, Modelling Artist — кто это

VFX Artist — это собирательный образ специалистов, которые создают визуальные эффекты. На больших кинематографических проектах работают узкие специалисты, у каждого из которых свое поле деятельности: световые сценарии, анимация, текстуры, 3д-объекты, физика отражения. Мы перечислим основные профессии внутри вселенной VFX:

Моделлер (Modelling artist) создает 3D-модели — динозавров, роботов, драконов из «Игры Престолов» 🙂

Аниматор (Animator VFX) «учит» 3D-объекты двигаться реалистично. Картинка должна быть живой: колышущиеся на ветру ветви деревьев, неоднородное движение автомобилей, «зонтики» одуванчика, которые летят с разной скоростью, поддаваясь потокам воздуха.

Риггер (Rigger) создает цифровой скелет персонажа, указывает, как двигаться суставам и даже самым мелким мышцам лица. Это помогает создать реалистичную картинку даже в тех случаях, когда на экране перед зрителями несуществующий монстр или фантастическое животное. Пример работы риггера найдете здесь

Лайтеры и Шейдеры (Lighters, Shaders). Первые работают со светом: правильный угол, сила, оттенок и температура света — их инструменты для создания атмосферы, добавления объема в кадр. Шейдеры отвечают за физические свойства отражения света от поверхности. 

Текстурные художники (Texture artists) посредством графики наделяют объекты всеми нужными физическими характеристиками. Например, создают текстуру металла на запчастях трансформера.

Камера-трекинг — это «виртуальные операторы», которые с необходимой скоростью и под правильным углом направляют камеру в нужную точку.

Художники по эффектам (FX artists) отвечают за реалистичность эффектов. Их задача — заставить зрителя/игрока воспринимать происходящее как реальность. 

Композер (Compositing artist) отвечает за финальный результат: маскирует помарки, собирает кадр из снятых разными камерами сцен в единое целое.

Профессия и особенности работы VFX-специалиста в геймдеве Фото 2

VFX специалист: какие задачи выполняет

Учитывая список специалистов, приведенный в прошлом пункте, можно выделить основные задачи универсального VFX-специалиста в геймдеве:

  • создание эффектов для мобильной игры (системы частиц, дым, пламя, жидкости)
  • оптимизация и улучшение существующих эффектов
  • отрисовка текстур, масок и 3D-объектов
  • интеграция в игру разработанных эффектов.

Какие программы использует в работе VFX-художник

В искусстве VFX, в отличие от спецэффектов в кино, важно понимать, что вся магия создается на компьютере. Поэтому со стороны может показаться, что художник по визуальным эффектам просто соединяет какие-то точки в непонятной программе, в то время как в реальности он создает самый впечатляющий момент будущего взрыва. 

Вот основные инструменты VFX-художника:

  • Houdini (процедурное 3D программное приложение)
  • Substance Designer (процедурное текстурирование)
  • Maya, Adobe Animate (анимация)
  • Unity/Unreal/CryEngine (разработка эффектов на игровых движках)
  • 3Ds Max (3D-моделирование, анимация и визуализация при создании игр)
  • Blender (3D-скульптинг) 
  • After Effects (постобработка для видео, визуальные эффекты, анимация интерфейса)
  • Flame (пакет для создания визуальных эффектов, композитинга и цветокоррекции)

Софт будет отличаться в зависимости от масштаба компании, жанра и особенностей проекта. Также многие студии используют внутренние редакторы эффектов и другой инструментарий, созданный специально под нужды проекта.

Профессия и особенности работы VFX-специалиста в геймдеве Фото 3

Какими качествами, знаниями и навыками должен обладать художник визуальных эффектов

В работе художника визуальных эффектов важна универсальность. И не для того, чтобы делать всю работу самому (хотя в небольших студиях это обычное дело), а прежде всего для оптимизации производственных процессов. 

Среди основных знаний и навыков VFX-специалиста можно обозначить следующие:

  • знания классического и процедурного моделирования
  • знания текстурирования 
  • работа с освещением
  • уверенная работа в Unity Visual Effect Graph
  • опыт в создании шейдеров
  • понимание важности динамики и знание основ анимации.

В ежедневной работе для VFX-художника важны гибкость и готовность обучаться, широкий кругозор и наблюдательность, усидчивость и умение качественно коммуницировать с командой. 

Но главное — развитие своей насмотренности. Для того, чтобы быть крутым специалистом, важно анализировать фильмы и сериалы, мультфильмы, компьютерные и мобильные игры, и конечно, мир вокруг. 

VFX специалист — это творческая работа, которая требует сложных технических решений

Художнику по визуальным эффектам важно смотреть на мир иначе, чем другие люди, ведь в его работе нужно с нуля, искусственно создавать то, что в жизни происходит естественным образом. Как падает дерево, как разлетается пыль под колесами авто, как дымка тумана влияет на восприятие закатного солнца.

Работа VFX-художника сложна ещё и тем, что в ней сочетаются творческие и технические задачи, которые требуют совершенно разного подхода. Здесь важно быть одновременно и физиком, и математиком, и инженером, и художником.

Полезные ссылки для начинающего VFX Artist

Чтобы освоиться в новом направлении, понять, к каким результатам хочется двигаться, получить новые знания и почувствовать себя частью VFX-комьюнити, можно пройти курсы, просмотреть видеоуроки и пообщаться на форумах: 

  • бесплатные курсы на Udemy (и много платных);
  • сайт, посвященный VFX и моушн-дизайну;
  • обучающие видео по созданию эффектов для игр;
  • форум для VFX-художников (английский язык);
  • YouTube-канал со множеством роликов по Maya, After Effects и крутым киношным эффектам.