Кто такие UI/UX-художники, концептеры, CG Generalists, где учиться 2D-художнику и какими навыками нужно обладать, чтобы развиваться в профессии — расскажем в этой статье.
2д художник — это специалист, который с помощью компьютерной графики создает арт, рисует персонажей, предметы, оружие, окружение и прочие изображения. Это творческая профессия, которая предполагает наличие художественного образования, знание софта для создания иллюстраций и владение специальными инструментами вроде графического планшета.
2D-художники могут работать в рекламных агентствах, на фрилансе рисовать мультфильмы, комиксы, иллюстрации для книг, сотрудничать с геймдев-компаниями и студиями по разработке мобильных приложений.
Работа 2д художника завязана на знании академических основ рисунка, живописи и композиции, умениях работать со светом и тенью и грамотно выбирать цвета.
Художник от А до Я знает анатомию людей и животных, умеет изображать их в движении и в разных позах. 2D-художник умеет рисовать от руки и на планшете, анализирует чужие работы, развивает насмотренность и тренирует творческое мышление.
2D Artist должен уметь рисовать в одной или нескольких из следующих графических программ: Adobe Photoshop, Illustrator, CorelDRAW.
В наше время спрос на художников довольно велик, особенно это касается геймдев-индустрии. Масштабы и скорость разработки игр, качество арта и количество уникального визуального контента растут в геометрической прогрессии. Поэтому на джоб-сайтах можно найти как вакансии Junior 2D Artist, которым предстоит создавать простые пропсы (объекты, иконки), так и Senior 2D Artist и креативных художников, чьей основной задачей станет отрисовка персонажей и локаций для рекламных кампаний.
Также, если уровень английского позволяет, никто не запрещает выйти на международный рынок труда и найти удаленную работу в иностранной компании. Это выгодно не только в финансовом плане, а и для пополнения портфолио игрового художника.
Начинающие гейм-художники ошибочно полагают, что геймдев станет для них идеальной площадкой для творчества. Отчасти это правда, но многие забывают о том, что создавать арт им придется в стиле проекта, а не в своем собственном. Предстоит подгонять свои идеи под существующие требования, чтобы в результате игра произвела прогнозированный эффект.
Как правило, на крупных проектах уже есть свои пайплайны (алгоритмы создания иллюстраций), по которым работает арт-отдел. С одной стороны это существенно упрощает работу и коммуникацию, с другой — крадет ощущение творчества.
В больших компаниях «игровой художник» — это вовсе не окончательное название должности. Над созданием арта здесь трудятся концептеры, иллюстраторы, персонажники и другие творческие ребята. О специализациях гейм-художников расскажем ниже ⬇️
Концепт-художник — специалист, который ищет и визуализирует идею будущего арта «широкими мазками», то есть готовит дизайн персонажа/локации без детальной прорисовки. Он находит релевантные примеры визуальных материалов из игр, фильмов и мультиков, фотографии, картинки и использует их в качестве референсов. Концепт-арт — это про поиск лучшей формы и вариативность, а не про чистую законченную работу. Создание такого рисунка — это начальный этап производства арта, который затем передается другим художникам для финализации. Именно поэтому концепт-арт может выглядеть как черновой набросок, и это нормально.
Иллюстраторы занимаются отрисовкой статичных изображений — экранов загрузки, обложек, промо-материалов. Это могут быть как плакаты с изображением персонажей, которые продаются на сайте игры, так и виртуальные открытки для комьюнити.
UX/UI-художник занимается отрисовкой интерфейса игры. Каждое новое всплывающее окно, меню настроек, панель прокачки скиллов и сообщение о распродаже во внутриигровом магазине — это работа UI-художника. Художники по интерфейсам знают, как должны выглядеть кнопки, чтобы они не мешали игровому процессу, но оставались заметными, какие эмоции вызывают те или иные цвета окон, какой визуальный стиль элементов управления соответствует сеттингу. UX/UI-художник, понимая логику поведения и потребности игрока, использует эти знания, чтобы улучшить его игровой опыт.
Художник по окружению занимается созданием фонов для компьютерных и мобильных игр. Природные пейзажи, городские локации, антураж, здания и размещенные в них предметы — всё это создается руками художника окружения. Эти специалисты обладают глубокими знаниями архитектуры и мастерски работают с перспективой и освещением.
Художники по персонажам создают персонажей игр — реалистичных людей и животных, киборгов и роботов, мутантов, самых разных существ, которые могут быть задействованы в игре. Сильные стороны персонажников — неуемная фантазия, знание пластической анатомии людей и умение передать характер персонажа посредствам художественных приемов. Художники по персонажам оживляют придуманный сценаристами образ, подчеркивают особенные черты персонажа (например, отрисовывают одежду, соответствующую профессии), добавляя ему уникальность.
CG-generalist — это мастер на все руки, профессионал с большим опытом, который одинаково круто рисует окружение и персонажей, создает концепт-арт и иконки. Часто такие специалисты требуются на небольших проектах, где в задачи одного человека входит отрисовка 2D-арта, оверпейнт (детализация текстур), моделирование и даже простая скелетная анимация.
Для того, чтобы стать игровым художником, важно уметь и любить рисовать, а также много играть в игры. Любить — потому что рисование станет не просто частью вашей работы, а займет всё рабочее время (переписка с коллегами, созвоны и постановка галочек в таск-менеджере не в счет). А играть в игры нужно не ради удовольствия, как рядовой игрок, а прежде всего как художник: изучать каждую нарисованную мелочь, анализировать техники и делать выводы. Практика в рисовании и непрерывное изучение нового — лучший способ развиваться, а не «ржаветь».
Художественная школа, колледж, университет или курсы — не так уж и важно, где вы получите диплом. Образование всё равно будет существенным плюсом в резюме.
В Украине довольно много ВУЗов, которые обучают будущих художников:
Часто 2д художниками становятся бывшие 2д дизайнеры, которые устали от разработки визуальных стилей, дизайна логотипов и презентаций. Они совершенствуют свои навыки рисования, проходят онлайн-курсы и вполне могут составить конкуренцию тем, кто получил классическое художественное образование.
Развитый эстетический вкус, знание цвета и навыки компоновки объектов помогут в новой профессии. Новоиспеченный художник всегда сможет применить усвоенные в прошлом знания и зарекомендовать себя перед работодателем как универсальный специалист.
Чтобы продемонстрировать все свои сильные стороны, соберите яркое и с умом структурированное портфолио. В него не стоит включать все свои работы и добавлять эскизы со времен университета — пусть иллюстраций будет не так уж много, но каждая должна говорить о вашем таланте.
Гордитесь самостоятельно придуманными и отрисованными персонажами? — Покажите их, расскажите их историю и легенду о том, почему они выглядят именно так. Если ваша страсть — концепт-арт или локации, на конкретном примере продемонстрируйте путь, который вы прошли, создавая лучшие из них — от референса и эскизов до завершенной работы.
Портфолио — это лицо 2д художника, поэтому подборка работ, составленная наспех и безо всякой логики, сможет впечатлить лишь в том случае, если в ней прослеживаются какие-то уникальные способности и мастерство. Если вы пока не стали авторитетным художником с известным именем и сотней предложений от топовых компаний, позаботьтесь о том, чтобы ваше портфолио было качественным.
Ещё один совет — смотрите чужие портфолио, не стесняйтесь просить фидбек о своих рисунках на форумах, где общаются профи. Как правило, увлеченные творчеством люди с удовольствием оценивают работы других и прямо говорят, что можно улучшить.
Первый проект стоит искать уже на последних этапах обучения — чем раньше у вас появится реальный опыт (пусть и с чисто символической зарплатой), тем лучше.
Биржи фриланса, сайты с вакансиями — просто вводите «junior 2d artist» в строку поиска и просматривайте все вакансии. Даже если вы не найдете работу сразу, это поможет понять запросы работодателей и сконцентрироваться на прокачке конкретных навыков.
При отклике на вакансии пробуйте прикреплять к резюме не только портфолио, а и лаконичное мотивационное письмо. В некоторых компаниях готовы учить людей без опыта, а топовые — даже открывают узкоспециализированные программы стажировки для мотивированных ребят.
Подпишитесь на компании мечты в соцсетях, отслеживайте обновления и периодически задавайте вопрос об открытых вакансиях. У заинтересованного человека больше шансов первым узнать о стажировках и новых возможностях.
На начальном этапе, заняв должность джуна, важно зарекомендовать себя как перспективного и увлеченного сотрудника. Если есть силы и возможность, просите о дополнительных задачах, участвуйте в обсуждениях, предлагайте идеи и референсы.
Помимо стандартных повышений до мидла или синьора, вполне реально стать лидом отдела, продемонстрировав свои организаторские качества. А ещё в крупных компаниях практикуют внутренние переводы — например, из отдела локаций в персонажники или в левел-артисты. Так что, заскучав на привычной должности, можно обсудить с руководителем внутреннее обучение и перевод в другой отдел.
Как и в любой профессии, здесь есть плюсы и минусы. Среди плюсов:
Минусы работы 2D Artist:
Творческая реализация и удовлетворенность своей работой однозначно стоят вложенного труда и необходимости мириться с минусами. Если рисование — это ваше призвание, и вы мечтаете создавать крутой арт для игр, переходите в раздел с вакансиями и найдите себя в команде VOKI Games.