Невозможно оторваться: Топ-30 увлекательных игровых механик

Невозможно оторваться: Топ-30 увлекательных игровых механик Фото 0

Каждая видеоигра основана на базовых принципах и решениях, которые затем обрастают уникальными чертами и приобретают завершенный вид. Игровая механика – ключевой аспект любой виртуальной игры, который влияет на геймерский опыт и делает игровой процесс интересным. Далее мы расскажем, что такое механика игры, как она работает и какие популярные разновидности существуют. 

Что такое игровая механика

В первую очередь игра привлекает сюжетом, графикой, проработкой локаций и разнообразием фичей. Но механика в играх придает интерес, хотя, по сути, это всего лишь правила внутриигровых процессов. Если говорить еще проще, то механика – это набор норм и алгоритмов, по которым что-то работает. Скажем, если вы сделаете действие X, то запустится событие Y, но для этого нужно соблюсти требование Z.

Яркий пример – всем известная «Монополия», в которой перемещение фишки на свободную собственность означает возможность купить ее, а выброс большего числа на костях дает право походить первым. Это базовые механики, которые понятны любому игроку и не требуют специальных знаний. 

Механика игры для геймдизайнеров – это поле для экспериментов, которое постоянно бросает вызовы. Будучи голым набором принципов и правил, постепенно геймплей обрастает особенностями и уникальными чертами, которые в него внедряют дизайнеры. 

Механика является правилами, по которым работает все окружение игрока: персонажи, игровые частицы, локации, миссии, движения и многое другое. Понимание механик – основное требование для квалифицированного геймдизайнера, поскольку без этого не получится создать качественный игровой продукт. 

В игровом пространстве механики комбинируются, переплетаются и накладываются друг на друга. Они могут быть очевидными и легко разгадываться пользователями, но встречаются и запутанные схемы (к примеру, активации «easter eggs»). Так, работа вора в Grand Theft Auto: San Andreas доступна только ночью, и при наступлении утра механика не сработает, даже если сесть в фургон для активации режима. 

Интересные механики в играх

Разные игры имеют разные механики, но для определенного жанра будут актуальны определенные варианты. Так, шутеры объединены конкретным набором правил, как и RTS, RPG… Из списка вы получите информацию про популярные игровые механики, которые можно встретить в большинстве современных разработок:

  • Достижения. Фактически – это награды за определенные действия игрока (набранные очки, открытые локации, победы и многое другое). В многопользовательских играх это значки и ачивки, в синглплеерных играх геймеры поощряются уровнями и особой экипировкой. 
  • Предписательная динамика. Это система регулярных вознаграждений, механика которой предполагает постоянный возврат пользователя в приложение. Скажем, открывая игру раз в сутки, игрок может получать небольшие награды. 
  • Избежание. Механика поощряет действие игрока, но в качестве награды не дает наказание. К примеру, персонаж должен постоянно находиться в автомобиле, иначе система обнулит его очки здоровья. 
  • Поведенческий контраст. Данная механика вводит игрока в диссонанс из-за несовпадения ожиданий и реальности. Скажем, если он все время выполнял квест за 5000 золотых, а на десятый раз награда уменьшилась до 500 золотых, скорее всего, он больше не будет запускать миссию. 
  • Поведенческий импульс. Механика учитывает склонность некоторых игроков к постоянным однообразным действиям. Это бездумный гринд и фарм, которые используются для достижения какой-либо цели. 
  • Благодарная продуктивность. Если игрок получает поощрения и одобрение своей деятельности, он будет проводить больше времени в виртуальном мире. 
  • Теория каскадной подачи информации. Сюжетные игры широко используют данную механику. Она гласит, что для должного понимания сюжетной составляющей игры информацию следует давать дозированно, к примеру, в формате кат-сцен. 
  • Цепи событий. Несколько событий связываются воедино, и на каждом этапе система выдает игроку награду. Скажем, задача по убийству пяти врагов уже даст профит, но дополнительно она запустит цепочку с ликвидацией дракона. 
  • Товарищеские игры. Современная мультиплатформенная механика, объединяющая пользователей. Разработка может быть доступна на iPhone, ПК и PlayStation сразу, а пользователи всех перечисленных гаджетов встречаются в одной виртуальной вселенной. 
  • Обстоятельства. Простая механика, формирующая проблему, которую нужно преодолеть через вариативные пути. К примеру, на пути персонажа возникает свора разбойников, которых он может убить, договориться с ними или убежать. 
  • Отсчет. Механика увеличивает активность игрока за счет ограниченного времени на исполнение условий. К примеру, нужно проехать гонку за рекордное время или набрать очки, не выйдя за пределы таймера. 
  • Сдерживающие факторы. Такая разновидность правил меняет поведение игрока. Например, если персонаж устроился в засаде, заставить его двигаться может убывающее здоровье. 
  • Бесконечные игры. Механика понятна даже по названию, у нее отсутствует логический финал. Чаще всего она применяется в MMO RPG, а также простеньких казуальных тайтлах. 
  • Прекращение. Она действует жестче, чем поведенческий контраст, поскольку вообще отменяет награду. Игрок вынужден прекратить свои действия и переключить внимание на что-то другое. 
  • Режим фиксированных промежуточных вознаграждений. Механика описывают ситуацию, в которой пользователь получает награду за определенное время. К примеру, раз в пять минут база генерирует ресурсы. 
  • Режим фиксированных вознаграждений. Часто встречающаяся механика, в которой предусмотрена награда после выполнения действий. Победил соперника – получил лут, все просто. 
  • Режим промежуточных вознаграждений. Награда выдается через определенное время (как доход от недвижимости в GTA: Vice City). 
  • Лотерея. Часто применяется в многопользовательских играх, выдавая случайную награду (сундуки, ящики и другие предметы). 

Невозможно оторваться: Топ-30 увлекательных игровых механик Фото 1

  • Модификаторы. Дополнение, которое влияет на другие игровые действия. К примеру, модификатор Х2 может увеличивать получаемый опыт на некоторое время. 
  • Конфиденциальность. Механика работает с учетом того, что есть общедоступная информация, а есть – персональные данные. Лучший пример – приложение контроля веса, которое может делиться ежедневным весом, но не публикует геопозицию или прочие сведения о здоровье. 
  • Прогрессивная динамика. Процесс игры предполагает наглядное отображение успеха и детализацию выполнения задач. Это могут быть индикаторы пути, чек-листы выполнения миссий, визуальные проявления уровня. 
  • Режимы соотношения наград. Пользователь получает поощрение за выполнение определенных действий в комплексе. Примером может быть задача по убийству 20 разбойников с доставкой их жетонов стражникам. 
  • Реальное время и время с задержкой. Информация может поступать в реальном времени или обновляться с задержкой. К примеру, в режиме дрифт-гонок очки обычно накапливаются до завершения скольжения и вносятся в общую цифру позже.
  • Усиление. Система предоставляет вознаграждение в виде усиления персонажа за определенное действие. Это может быть новый уровень, улучшение характеристик оружия или повышение параметров героя на определенное время. 
  • Распределение физических благ. Механика подразумевает вознаграждение, которое достается сильнейшему. С этой целью вводятся турниры, рейтинговые таблицы и мультиплеерные сражения. 

Невозможно оторваться: Топ-30 увлекательных игровых механик Фото 2

  • Статус. Игроки стимулируются к достижению высокого статуса, к примеру, повышенного уровня или должности в гильдии геймеров. 
  • Режим переменных промежуточных вознаграждений. Игра предоставляет награду через примерно одинаковые отрезки времени. Так, это может быть сильное оружие в определенной точке локации. 
  • Режим переменных вознаграждений. Игрок не может определить точное количество действий, которое нужно для поощрения. К примеру, вам нужно убить определенное количество врагов для нового уровня, но точная цифра не раскрывается. 
  • Весело один раз – весело всегда. Это концепция, которая предполагает удовольствие вне зависимости от частоты повтора действий. Как вариант, исследование местности всегда актуально для игроков. 
  • Виртуальные предметы. Механика предполагает наличие в игре призов и наград, которые допустимо продать, подарить или же сохранить навсегда. 

Невозможно оторваться: Топ-30 увлекательных игровых механик Фото 3

Мы предоставили базовое описание каждой механики, ведь они могут меняться при объединении и давать разные эффекты. 

Игровые механики гипер-казуальных игр

Вопреки распространенному мнению, интересные механики используются не только в проектах класса ААА, но и обычных гипер-казуальных проектах. Основные игровые механики это:

  • Касание и тайминг. Игрок должен выбирать удачный момент и нажимать на экран, чтобы получить наилучший результат. 
  • Укладка блоков. Стекинговая механика тоже реагирует на нажатия в определенный момент, но на этом игровой процесс не заканчивается. Геймеру нужно как можно дольше состыковывать предметы, чтобы не проиграть раунд. 
  • Поворот. Еще более сложная разновидность касания и тайминга, которая обманывает зрение за счет поворотов в трехмерном пространстве. 
  • Ловкость. Игры с такими механиками предполагают рутинное действие, как увороты от падающих блоков или прыжки (как в Doodle Jump). Параллельно геймплей ускоряется, могут возникать дополнительные препятствия. 
  • Восхождение и падение. Несмотря на примитивный игровой процесс, построенный на движении вверх, пользователю предлагают разные препятствия. Отличный пример – игра Rise Up, где нужно поднять шарик максимально высоко, сохраняя его от повреждений. 
  • Уклонение. Базовая механика по уклонению от препятствий, которая наиболее распространена на сенсорных дисплеях. Здесь важна ловкость, а тайминг не имеет значения. 
  • Объединение. Легкая для понимания механика, в которой объединяются похожие предметы. По такому принципу работают все игры «три в ряд» и головоломки. 
  • Кликеры. Предельно простая механика, в которой игровой процесс сводится к гринду внутриигровой валюты и улучшениям. Кроме того, часто добавляется механика подъема, которая меняет имеющиеся достижения на увеличение скорости прогресса в следующей попытке. 
  • Рост. Основана на постоянном улучшении персонажа за счет уничтожения других игроков. 
  • Головоломка. С прогрессом игры процесс может усложняется или остается однообразным. 

Невозможно оторваться: Топ-30 увлекательных игровых механик Фото 4

Для гиперказуальных игр обычно выбирают одну, максимум две механики, чтобы геймплей оставался максимально простым. 

Игровой процесс (геймплей)

Механики, использованные в разработке, объединяются в систему взаимодействия игрока с игровыми объектами. При этом учитываются не только правила и ограничения, заданные разработчиками, но и индивидуальность поведения игрока. Именно геймплей формирует опыт игрока, который основывается в том числе и на том, что он ожидал и что получил. 

Геймдизайнеры учитывают разные стили поведения игроков и их взгляды на качественный игровой процесс. Так, в Deus Ex геймплей позволяет выбрать стелс или активное взаимодействие с окружающим миром. Игрок может переключиться в другой режим при первом желании и таким образом получает особый опыт. 

Поскольку ощущения от игры выражаются в эмоциях, каждый пользователь получает уникальные впечатления. Также геймдизайнеры вводят в геймплей триггеры, вводящие в игру новые состояния и меняющие поведение. К примеру, в той же GTA: Vice City ввод чит-кода меняет свойства предметов (плавающие машины и спавн только женских моделей НПС).

Таким образом, игровые механики – это набор внутренних правил, которые образуют геймплей и регламентируют его особенности. Есть десятки разнообразных механик, применяемых в разных жанрах, и за их гармоничное сочетание отвечает геймдизайнер.