Разработка игр: 7 главных этапов создания мобильной free-to-play игры

Разработка игр: 7 главных этапов создания мобильной free-to-play игры

Совместно с нашими экспертами рассказываем о том, как создается мобильная free-to-play игра.

Создание игры: важные нюансы в подготовке

Для создания качественного продукта необходимо в равной мере уделить время идее, подбору команды, выстраиванию плана разработки и тестирования игры.

Разработка мобильной f2p-игры крупной геймдев-студией отличается от создания аналогичного проекта небольшой командой. В последнем случае какие-то этапы упрощают, объединяют, меняют местами или ведут работу по ним параллельно. Но основные моменты остаются неизменными — о них и поговорим.

Этапы создания игры

Процесс создания мобильной игры можно грубо разделить на 2 этапа — препродакшн и продакшн: подготовка к выпуску игрового контента и само производство. Однако, чтобы разобраться в важных тонкостях, стоит копнуть глубже. 

В большинстве случаев при создании игры с нуля продукт проходит 7 стадий разработки:

  • постановка цели
  • поиск идеи
  • создание концепта
  • прототипирование
  • закрытое бета-тестирование или плейтест
  • софт-лонч
  • релиз

Разработка игр: 7 главных этапов создания мобильной free-to-play игры

Процесс создания мобильной игры поэтапно

Мы попросили специалистов из геймдев-студии VOKI Games рассказать о том, почему в разработке игры с нуля выделяют именно такие этапы. Ребята поделятся опытом, объяснят суть такой последовательности и помогут понять важность каждой стадии. 

Создание игры с нуля: главное — правильная цель

Приступать к новому проекту следует с постановки цели. О том, как важно определить правильную цель перед началом работы, рассказал проджект-менеджер Денис Столяр

«Цель — это первое, с чем необходимо определиться перед началом разработки. Цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой и реалистичной. И не стоит забывать о том, что всегда будут ограничения по времени. Забыть о цели — это все равно, что пойти в поход без карты или начать строительство дома без плана. Постановка цели гарантирует, что вы не только знаете, что собираетесь делать, а и как вы собираетесь это делать». 

Когда цель сформулирована, можно переходить к следующему, не менее важному этапу.

Препродакшн

Препродакшн — это процесс подготовки к созданию видеоигры. Этап препродакшна включает 3 подэтапа: поиск идеи, создание концепта и прототипирование.

«Цель препродакшна — определить идею игры, продумать, что сделает вашу игру уникальной и чем она будет отличаться от всех остальных, как и почему она станет хитом. Для этого необходимо подготовить основную документацию (геймдизайн-документ) и проработать все слабые места перед запуском игры в продакшн. На этом этапе мы создаем документацию, которая подробно описывает игру. Так все понимают, что предстоит сделать на этапе продакшна», — говорит лид отдела геймдизайна фичей Женя Чувычин

Грамотно спланированный препродакшн сокращает длительность следующего этапа и экономит бюджет. За счет чего? — Если учтены риски, выявлены факторы успешности проекта, а экономика игры, уникальные фичи и механика доведены до совершенства, глобальных правок во время продакшна будет меньше. 

Поиск идеи

«Можно создать десятки проектов с понятными механиками, узнаваемыми сюжетными поворотами и отличной графикой, и при этом не получить признания игроков. Чтобы проект стал действительно успешным, в нем должна быть «изюминка». Нужно вызывать у игроков эмоции, которые будут хоть немного отличаться от того, что можно испытать в реальном мире. Но при этом необходимо соблюдать баланс между знакомым для игрока миром и чем-то необычным, ведь приходят в игру именно за новыми впечатлениями.

В игровой индустрии есть много разных жанров и сеттингов. Например, такие жанры, как FPS/TPS, RTS, Horror и всевозможные симуляторы. А сеттинг может быть исторический, фентези, стимпанк или киберпанк. В отличие от сеттинга, далеко не все жанры подходят для мобильных игр. Поэтому уже на этапе поиска идеи вы должны представлять, как ваша игра будет выглядеть в результате. К примеру, представьте себе ситуацию:

Ваш игрок после тяжелого рабочего дня едет домой на метро. Он едет стоя, а в вагоне сильная толкучка. Чтобы немного отстраниться от серой реальности и пощекотать нервишки, он тянется за своим телефоном и хочет насладиться вашим Хоррором. Абсурд? Верно! Мобильное устройство не позволяет добиться того же уровня погружения, что PC, приставка или тем более VR.

Продумывайте классные и, главное, уместные для мобильного гейминга идеи до начала разработки игры», —  делится опытом проджект-менеджер.

Создание концепта

Это подготовительный этап, цель которого — отшлифовать идею будущей игры и собрать базовую геймдизайнерскую документацию (Pitch Document или Concept Document). В них излагают краткое, но при этом емкое описание игры с ключевыми аспектами. 

«В процессе создания концепт-документа мы отвечаем на вопросы: что за игру делаем и для каких платформ, о чем эта игра, для кого предназначен финальный продукт и кто наши конкуренты. В Concept Document мы описываем сюжет, сеттинг, основную механику игры. Такой документ используют внутри компании и представляют издателю», — объясняет Женя Чувычин.   

Важный момент: все геймдизайнерские документы должны регулярно актуализироваться и быть доступны всем сотрудникам. Это необходимо для того, чтобы каждый член команды, будь то художник, программист или сценарист, могли в любой момент обратиться к документу и понять, сходится ли промежуточный результат с тем, что было запланировано. 

Разработка игр: 7 главных этапов создания мобильной free-to-play игры

Milanote

Прототипирование

На этом этапе команда разработчиков игры прототипирует свой концепт: проверяет идеи и гипотезы, воплощая их в небольших простых прототипах. Например, создает 2-3 варианта визуального оформления уровней, чтобы в итоге выбрать самое удачное. То же касается механик и поведения персонажей. На прототип обычно тратят минимум времени — тестируют только то, что нужно, и не обращают внимание на его «красоту» Сложный в реализации и «причесанный» прототип никак не повлияет на финальный вид игры, так что тратить ресурсы на его подготовку не стоит.  

Продакшн

Самый ресурсозатратный этап создания мобильной игры. Задача — выпустить полноценную версию игры для внутреннего отсмотра продюсерами, закрытого бета-тестирования, техлонча или софт-лонча.  

На этом этапе создается игра. Команда готовит необходимый арт, анимирует, настраивает игровой баланс, программирует и много тестирует 🙂 Результат продакшна — первая версия игры.

Закрытое бета-тестирование или плейтест

На этапе ЗБТ готовую игру демонстрируют новой, ограниченной по количеству игроков аудитории. Это помогает найти геймдизайнерские ошибки, обнаружить проблемы и увидеть общую картину того, как игроки взаимодействуют с финальным продуктом. 

«Разработчики видеоигр анализируют данные проведенных плейтестов и делают выводы: что в игре хорошо, а что — плохо, какие нужны изменения и доработки. Но даже во время таких тестов продакшн на больших проектах продолжается: дорабатываются фичи, игру приводят к финальному виду и встрече с более многочисленной аудиторией», — делится Женя.

Софт-лонч

В этот момент начинается настоящая «жизнь» игры. На этапе софт-лонча продукт представляют более широкой публике, например, открывают доступ к игре в нескольких странах. Осуществляют перепроверку технических метрик и параметров, веса игры, скорости загрузки и качества работы на разных платформах, оптимизируют игру под прием трафика с постоянным его увеличением. Идет сбор статистики, обработка геймерского фидбека. Исходя из полученных данных программисты шлифуют найденные недоработки, продюсер и геймдизайнеры анализируют статистику.

Релиз

На этом этапе игру продвигают в App Store и Google Play, развивают комьюнити и, если необходимо, расширяют сервис техподдержки, запускают маркетинговые мероприятия, ведут работу над новым контентом. Продюсер и геймдизайнеры прорабатывают статистические данные, ищут пути улучшения показателей (например, показатели удержания игроков) и внедряют новые фичи — наступает период Live-Ops. В это время в игре появляются заранее заготовленные события, соревнования, предложения о скидках — работа над продуктом продолжается. После релиза разработчики получают больше фидбека от игроков, а значит — могут изучить аудиторию, её интересы и потребности. Всё дальнейшее производство сводится к улучшению продукта, регулярным обновлениям, наполнению игры новым контентом и возможностями, которые будут стимулировать геймеров играть чаще и дольше.

Разработка игр: 7 главных этапов создания мобильной free-to-play игры

Создание игр для начинающих

По очевидным причинам процессы создания игры геймдев-студией и начинающим инди-разработчиком кардинально отличаются. Такие этапы разработки игры как сбор аналитики, плейтест и софт-лонч новичком будут упразднены, о ГДД на первых порах тоже мало кто беспокоится. Но вот пара наставлений для начинающего разработчика:

  • важно найти идею, развить её и оформить в документ с легкой для восприятия структурой;
  • лучше сделать несколько прототипов, чтобы лишний раз убедиться: механика понятна и на деле всё работает так же круто, как и в вашей фантазии;
  • использовать библиотеки готовых бесплатных объектов и звуков, а также другие вспомогательные инструменты — нормально, особенно, если это ваша первая/вторая/третья игра и вы только осваиваете новую сферу;
  • тренируйтесь, изучайте основы игровой разработки на движках для визуального программирования, прежде чем погружаться в дебри кода.
Разработчик видеоигр: как найти работу

Профессия разработчика игр требует знания языков программирования и постоянного развития. Начинающему гейм-девелоперу не так уж просто найти работу, но у человека с опытом создания собственной игры есть козырь в рукаве. 

Можно начать свой путь в геймдеве с бесплатных проектов для портфолио, на бирже фриланса или, подучив матчасть, с позиции тестировщика или junior game designer.

Так, в студии VOKI Games регулярно проводят обучение в талантливых ребят. Школы геймдизайна, QA-тестирования, дизайна поведения персонажей — успевайте ловить возможность! 

Если хотите узнать больше о процессе создания мобильных игр, оставайтесь в нашем блоге, ведь впереди — много полезных статей. А если вы мечтаете присоединиться к команде VOKI Games, ищите себя в разделе с вакансиями.