Провал Doodle Jump и бум на Candy Crush: история мобильных игр [Часть 2]

Провал Doodle Jump и бум на Candy Crush: история мобильных игр [Часть 2] Фото 0

В этой статье ты узнаешь о том, как провалилась любимая миллионами игра Doodle Jump, откуда взята идея Angry Birds, и почему Candy Crush стала самой скачиваемой игрой за всю историю мобильного гейминга.

А если ты пропустил первую часть нашего расследования, скорее переходи по ссылке, чтобы узнать историю с самого начала.

Появление айфонов и App Store спровоцировали почти моментальное рождение аналогичной платформы для Android-устройств — Android Market. Эти события дали небольшим геймдев-студиям шанс показать свои проекты миру и обрести популярность. На этой волне стартовали Angry Birds, Temple Run и Doodle Jump. 

В 2009-2010 годах во всём мире продавались смартфоны с сенсорными дисплеями, модели с QWERTY-клавиатурой и слайдеры, которые стали переходным вариантом от кнопочных телефонов к сенсорным моноблокам. В то время люди только начинали увлекаться миром игр и не очень-то разбирались в том, какими смартфонами эти игры поддерживаются.

Поэтому большая популярность приходила к тем геймдев-студиям, которые разрабатывали игры под прохождение на всех этих устройствах. Одной из таких игр был культовый Doodle Jump. 

Провал Doodle Jump и бум на Candy Crush: история мобильных игр [Часть 2] Фото 1Doodle Jump

История Doodle Jump

Созданный двумя братьями Doodle Jump провалился в первые же дни после релиза. 

Маленькую компанию Lima Sky основали двое братьев родом из Хорватии, Игорь и Марко Пусеняки, в 2009 году. Они же стали единственными сотрудниками собственной студии. Марко занимался программированием, а Игорь — отрисовкой будущих игр. Братья были в восторге от всего, что делает Apple. Им импонировала философия создания небольшой линейки качественных продуктов, которые можно развивать годами. Они мечтали делать то же самое, только с играми. И как только Игорь и Марко узнали о скором открытии App Store, тут же решили создать свое приложение и выпустить его на «яблочной» платформе. 

В те времена они были далеки от коммерции, поэтому никакого анализа и сбора статистики не проводили. Братьям хотелось сделать то, что увлечет их самих.

Поэтому они создали приложение Bubblewrap для тех, кто любит лопать пузырчатую пленку, и Kanji для изучения японского. Но оба раза, за пару дней до или после запуска этих платных приложений, другие разработчики выкладывали что-то очень похожее либо за такую же цену, либо и вовсе бесплатно.

Неудачи сильно били по мотивации братьев, но ещё парочку провалов спустя они нащупали идею, которая принесла им миллионы — знакомый нам Doodle Jump.

Принимаясь за создание Doodle Jump, братья не ставили себе цель заработать на игре миллионы. Они хотели провести время за любимым делом и посмотреть, что из этого получится в этот раз. И пока Марко прорабатывал движок будущей игры, Игорь создавал эскизы. Графика всё никак не получалась такой, какой её хотел видеть сам создатель, поэтому до последнего ни один из братьев не знал, как будет выглядеть Doodle Jump. В итоге, когда Игорь попросил Марко дать ему хотя бы какой-то эскиз для продолжения работы над кодом, тот переслал ему первый и самый простой вариант. В планах было только посмотреть на то, как игра работает, и уже потом оформить её финальный вид. Но в процессе братья так сроднились с этой утрированной, будто детской, графикой, что решили оставить всё как есть, и лишь слегка её доработать.

Создатели до последнего сомневались в том, сможет ли такая простая на вид игра конкурировать с дорогостоящими проектами крупных компаний. На то время  на рынке уже прогремели такие хиты как Fruit Ninja и Chocolate Frenzy с их продуманной 3D-графикой и отточенной до совершенства механикой.

В идеальном мире незамысловатая и забавная графика, как и простота управления, тут же обзавелись бы миллионом поклонников. Но это не совсем так. В первый день после релиза было продано всего 35 копий Doodle Jump. Ошарашенные провалом, братья стали искать способы повысить популярность игры. Так, появилась PR-публикация в крупном блоге Touch Arcade. Игорь и Марко уже было поверили в позитивный результат, но его не последовало.

Вскоре братья решили доработать игру и добавили фишку с публикацией результатов других игроков. После этого Doodle Jump попал в список рекомендуемых игр на App Store. Последовал первый скачок популярности, после которого были спады и новые прорывы.

Чтобы увеличить аудиторию пользователей, в 2010 году разработчики выпустили  Android и BlackBerry-адаптации своей игры. Это решение позволило завоевать новых поклонников.

Братья продолжали активную работу над игрой: добавляли новые локации, например космос и ад, выпускали рождественские обновления, а в 2015 выпустили Doodle Jump DC. В версии DC Дудлик облачился в костюм Бэтмена, чтобы собирать кристаллы и воевать со злодеями из комиксов. История Doodle Jump —  это яркий пример того, как можно развивать даже самую простую игру.

Успех всё-таки случился, и это доказывают цифры: на 25 июня 2010 года (спустя всего год и два месяца после релиза) было продано более 5 миллионов копий игры. Ещё больше впечатлиться результатом поможет знание того, что поначалу Doodle Jump был доступен лишь пользователям IOS, а на Android-е появился только в марте 2010. 

Продуманный маркетинг, вера в продукт и постоянное его совершенствование сделали своё дело.

Провал Doodle Jump и бум на Candy Crush: история мобильных игр [Часть 2] Фото 2

 

Первые игры, доступные на iOS и Android

Попасть в Android Market со своим приложением или игрой всегда было проще, чем в App Store. Однако больший доход игра получает именно на «яблочной» платформе. Только за последний квартал 2017 года владельцы iOS-девайсов оставили в магазине App Store 11,5 млрд. долларов, тогда как в Google Play потратили вдвое меньше. Поэтому, чтобы зацепить максимальное количество игроков и увеличить свой доход, разработчики трудятся над созданием игры как для Android, так и для iOS.

Пионерами в одновременном покорении iOS и Android стали мобильные игры Temple Run, Clash of Clans и Angry Birds. История создания последней — самая вдохновляющая.

Популярная во всем мире Angry Birds, как оказалось, придумана тремя ребятами, которые в студенческие годы победили в конкурсе на создание лучшей игры от HP и Nokia в рамках фестиваля разработчиков Assembly. Троица презентовала игру King of the Cabbage World («Король Капустного мира») и заняла первое место. Их проект тут же выкупила геймдев-компания Sumea и переименовала в Mole War. Эта игра стала первой многопользовательской игрой в режиме реального времени.

После такой успешной коллаборации друзья создали собственную компанию Relude, которую позже переименовали в Rovio. Студия занималась разработкой мобильных игр, среди которых — адаптации таких известных PC-игр, как Need for Speed и SWAT. 

По задумке Angry Birds очень напоминает выпущенную ранее флеш-игру Crush the Castle. Суть игры заключалась в том, чтобы разрушить замок, стреляя в него из катапульты. Графика и цветовая палитра были мрачными, стилизованными под Средневековье. А вместо повизгивающих свинок, как в Angry Birds, в Crush the Castle были кровь и трупы. Популярной эта игра так и не стала… 😈

Провал Doodle Jump и бум на Candy Crush: история мобильных игр [Часть 2] Фото 3Angry Birds

Поначалу Angry Birds была наполовину продуманным проектом: если с концепцией игры создатели определились заранее, то выбор персонажей оказался почти случайным. Нарисованные дизайнером птички попросту пришлись по вкусу команде, а зеленых свиней в игру добавили как самых актуальных на то время злодеев. Всё из-за эпидемии свиного гриппа, которая пугала людей в 2009. 

Почему же Angry Birds стала такой успешной?

  • Красочность и оптимистичная анимация игры. В отличие от схожей по механике Crush the Castle, где в мрачной серой локации происходили не менее мрачные вещи (разрушение замка с помощью катапульты и смерть его обитателей), Angry Birds захватила юзеров красивой картинкой, приятной озвучкой и плавными спецэффектами.
  • Забавный и понятный сюжет. Сама задумка, война между птицами и свиньями, поначалу кажется странной. Но как оказалось, проникнуться идеей отмщения за украденные свиньями яйца — на самом деле очень легко. Особенно, когда перед тобой такой продуманный красочный мир и весьма понятная цель —  отплатить свиньям за их прожорливость.
  • Новый для пользователя способ управления и интересная физика. Игра отвлекла геймеров от привычных кликов.
    Пользователи увлеклись натягиванием тетивы и последующим запуском птиц из рогатки, соревновались в меткости с друзьями и праздновали победу над свиньями.
  • Возможность получать от нового гаджета нечто большее. С появлением сенсорных телефонов у игроков возникало понятное и предсказуемое желание использовать новые возможности дисплея не только для просмотра видео, но и в играх тоже. Angry Birds воплотили мечты геймеров и позволили прочувствовать все преимущества обладания таким девайсом. Игру скачивали хотя бы ради того, чтобы посмотреть, на что же способен новый смартфон, а вовлекаясь в процесс сражения со свинками, оставались в ней надолго.

Приятная механика, удобное управление, красочные локации и персонажи, общее впечатление от игры — всё это сыграло на руку разработчикам. В Angry Birds одинаково часто играли дети и взрослые, мужчины и женщины. Разработчикам удалось уловить баланс между игрой-таймкиллером и захватывающей стратегией.

В июле 2015 года, спустя 5 лет после релиза, число совокупных загрузок игры достигло 3 миллиардов, а в 2016-ом вышел полнометражный мультфильм «Angry Birds в кино». Вот это успех 😎

Феномен Candy Crush Saga

От онлайн-головоломки для Фейсбука до самой скачиваемой игры в мире. 

Путь к релизу леденцовой match-3 игры Candy Crush Saga занял у компании King целых 7 лет.  

Когда в 2007 году Facebook дал сторонним разработчикам возможность создавать игры для социальной сети, в рядах пионеров была и студия King. Из первых пяти проектов колоссальный успех обрела лишь Bubble Witch Saga с её красочной анимацией, простой и понятной задумкой. 

После менее удачного релиза карточной игры Pyramid Solitaire Saga, в апреле 2012-го появилась культовая Candy Crush Saga. В этой игре King тоже остались верны себе: та же логика «3 в ряд»,  мультяшность, сочные цвета и неожиданная мужская озвучка. Чего только стоят воодушевленные реплики «Delicious!» и «Tasty!» 😄 Популярность не заставила себя долго ждать —  лопающиеся леденцы, визуальные эффекты, увлекательные и поначалу очень простые для прохождения уровни понравились сотням тысяч геймеров.

Провал Doodle Jump и бум на Candy Crush: история мобильных игр [Часть 2] Фото 4Candy Crush Saga

Заметив отклик аудитории, компания адаптирует игру для iOS и Android, и уже в мае 2013 Candy Crush становится самой скачиваемой игрой, оставив позади Angry Birds и Fast & Furious 6. 

Доходы компании настолько выросли, что на своих 3 играх King стали зарабатывать больше, чем Electronic Arts с их 829 играми 😎

Никто не мог объяснить феномен популярности простой и незамысловатой игры. Но основатели King утверждают, что это было предсказуемо. Долгие годы они потратили на изучение рынка игр, выявление предпочтений геймеров и анализ их реакций на геймплей. Так что разработчики лишь улыбаются, когда слышат о том, что просто попали пальцем в небо.

Что заставило миллионы людей по всему миру играть в Candy Crush?

  • Продуманный ход — старт на Фейсбук. Вся аудитория социальной сети, увлеченная появлением на Facebook игрового направления, и подогретая интересом к успешной Bubble Witch Saga, повалила играть в Candy Crush. Так King получили первых лояльных игроков, после чего запустили игру на всех платформах.
  • Кроссплатформенность. Мало того, что игра стала доступна не только на Facebook, а и на iOS, Android и Windows Phone, так разработчики сделали возможным сохранение прогресса и дальнейшее прохождение игры на другом устройстве. Поиграл в социальной сети, достиг 20 уровня, а пока едешь в метро, набираешь очки уже на двадцать первом 🦸‍♂️ Это круто повысило лояльность игроков и увеличило показатель их возврата в игру.
  • Гениальная реализация модели freemium. Возможность играть в Candy Crush бесплатно превратила игру в массовое развлечение с миллионами поклонников. А гармонично вплетенные в сюжет предложения попробовать платные фишки конвертируются во внушительный доход. В 2014 году в леденцовую сагу играли более 93 миллиона человек, а прибыль за три месяца составила более 493 миллиона долларов.
  • Простая механика. Концепция «три в ряд» реализована Candy Crush Saga самым удобным образом. Нет необходимости изучать правила игры или читать какое-то руководство — интуитивно понятное управление всё упрощает. 

Вдохновившись успехом игры и желая развивать конфетную вселенную, студия выпустила спин-оффы Candy Crush — Candy Crush Soda Saga, Candy Crush Jelly Saga и Candy Crush Friends Saga. Но до сих пор самой востребованной и прибыльной остается именно оригинальная версия.

От чего зависел успех мобильных игр 

Если проанализировать всё, о чем мы говорили выше, можно выделить ключевые факторы, от которых зависел успех мобильной игры во времена Doodle Jump, Candy Crush и Angry Birds.

  1. Возможность играть на разных телефонах. Увеличение размера дисплеев, переход от кнопочных к бескнопочным моделям, улучшение качества звука, появление мощных процессоров и обновления операционных системы —  всё это безоговорочно влияло на рынок игр. Чтобы создать по-настоящему популярный продукт, одной интересной идеи было мало. Важно было учитывать особенности выпускаемых мобильных устройств, быстро адаптировать игру под разные операционки и главное — сделать её одинаково привлекательной и понятной как на кнопочной Nokia, так и на сенсорном HTC.
  2. Инновации. Дать пользователю совершенно новый опыт — это уже заработать половину успеха. На примере Angry Birds легко увидеть, как нераскрученный ранее способ управления может увлечь пользователей. А если обернуть новую механику в яркую обертку, заинтриговать сюжетом и спецэффектами, можно превратить случайного игрока в лояльного завсегдатая, который посоветует игру другу или даст в неё поиграть ребенку.
  3. Поддержка и регулярное обновление игры. Создатели Doodle Jump вовремя поняли, что даже если продукт не выстрелил сразу, можно набрать популярность, проанализировав, что не так, и улучшив его. Своевременные обновления, добавление новых фишек, ивентов и праздничных расширений не только помогает обратить на себя внимание и попасть в топы App Store, а и создать собственное комьюнити.
  4. «Умная» монетизация. В то время, как в некоторых играх существенно урезались возможности игроков, которые не вносят туда деньги, создатели free-to-play головоломки Candy Crush Saga пошли другим путем. Геймерам, которые не донатят, доступны все те же функции и уровни игры, они могут зарабатывать дополнительные бонусы и усилители за счет успешного прохождения уровней. Это взращивает лояльность и повышает шансы на дальнейшую покупку. Все потому, что игрок не покупает кота в мешке, а уже знает, что и каким образом даст ему та или иная фишка. После такого удачного опыта Candy Crush Saga модель freemium стала пользоваться у разработчиков большой популярностью.

Мы готовим ещё много интересных материалов — оставайся в блоге VOKI Games и узнавай обо всём первым 🔜 А если ты горишь желанием создавать игры сам, ищи себя в разделе «Вакансии».